Правила внутреннего распорядка для обучающихся
1.Общие положения.
1.1. Настоящие правила внутреннего распорядка обучающихся (далее – Правила) разработаны в соответствии с Уставом образовательного учреждения (ОУ), ст.43 Федерального закона «Об образовании», № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
1.2. Настоящие правила устанавливают учебный распорядок обучающихся, определяют основные нормы и правила поведения в здании, на территории ОУ, а также во время любых мероприятий, проводимых школой с обучающимися.
1.3. Цель Правил:
- создание благоприятной обстановки, способствующей успешному обучению каждого обучающегося, безопасных условий пребывания в школе и на ее территории;
- обеспечение успешного освоения обучающимися основных общеобразовательных программ;
- воспитание уважения к личности, ее правам, развитие культуры поведения и навыков общения;
1.4. Дисциплина в ОУ поддерживается на основе уважения человеческого достоинства всех участников образовательных отношений. Применение методов физического и психологического насилия в ОУ недопустимо.
2.Общие обязанности обучающихся.
2.1. Соблюдать Устав ОУ, решения Педагогического совета и органов управления школой, правила внутреннего распорядка, инструкции по охране труда, правила пожарной безопасности, выполнять требования администрации и педагогов в целях обеспечения безопасности образовательного процесса.
2.2 Добросовестно осваивать образовательную программу, посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия (факультативы, кружки, специальные курсы) осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2.3.Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися. Здороваться в помещении школы со всеми взрослыми.
2.4. Не пропускать занятия без уважительной причины. В случае пропуска занятий, ученик представляет классному руководителю справку медицинского учреждения или заявление родителей (законных представителей) о причине отсутствия.
2.5. Находиться в ОУ в течение учебного времени. Покидать территорию в урочное время возможно только с разрешения классного руководителя или дежурного администратора.
2.6. Вести себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.
2.7. Участвовать в самообслуживании и общественно полезном труде.
2.8. Проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.
2.9.Заботиться об укреплении и сохранении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Своевременно проходить все необходимые медицинские осмотры.
2.10. Бережно относиться к имуществу учреждения.
2.11. Запрещается:
- приходить на занятия в спортивной форме, джинсах, футболках;
- приносить в учреждение и на ее территорию оружие, взрывчатые, химические, огнеопасные вещества, табачные изделия, спиртные напитки, наркотики, токсичные вещества и яды;
- курить в здании, на территории и вне нее;
- использовать ненормативную лексику;
- приходить в грязной, мятой одежде, короткой или открытой одежде;
- ходить по школе, без надобности, в верхней одежде и головных уборах;
- играть в азартные игры, проводить операции спекулятивного характера;
- применять физическую силу для выяснения отношений;
- шуметь, отвлекаться самим и отвлекать от занятий посторонними разговорами, играми и иными, не относящимися к занятию делами, других обучающихся;
- пользоваться на уроках сотовым телефоном.
3. Распорядок учебного дня
.
Начало занятий – 8 час. 15 мин.
Продолжительность перемен – 10, 20, 20, 15, 10,10 мин.
Сменность занятий – 1 смена
Расписание звонков 1 урок – 8.15-8.55 (10 мин.)
2 урок – 9.00-9.45 (20 мин.)
3 урок – 10.05-10.45 (20 мин.)
4 урок – 11.05-11.45 (15 мин.)
5 урок – 12.00-12.40 (10 мин.)
6 урок – 12.50-13.30 ( 10 мин. )
7 урок - 13.40-14.20
Элективные курсы, ИГЗ, кружки (согласно расписанию, составленному зам.директора по УР и утвержденному директором школы) через 45 мин после последнего урока.
3.1. Приходить в школу следует за 10-15 минут до начала уроков в чистой, выглаженной
одежде делового стиля (Положение о школьной форме), иметь опрятный вид и аккуратную прическу.
3.2. Необходимо иметь с собой дневник и все необходимые для уроков принадлежности.
3.3. Войдя в школу, обучающиеся снимают верхнюю одежду и обувают сменную обувь.
3.4. Верхнюю одежду и обувь в специальном пакете (сумке) оставляют в гардеробе.
В гардеробе нельзя оставлять личные ценные вещи.
3.5. Перед началом уроков обучающиеся должны свериться с расписанием, прибыть к кабинету до первого звонка, войти в класс и подготовиться к уроку.
3.6. Опаздывать на уроки без уважительной причины запрещается.
3.7. После окончания занятий нужно получить одежду из гардероба, аккуратно одеться и
покинуть школу, соблюдая правила вежливости.
4. Внешний вид
4.1 Следить за своим внешним видом, соблюдать выполнение Положения о школьной форме обучающихся: для девочек - брюки классического покроя, жакет, жилет, юбка или сарафан серого и черного цвета; водолазка или непрозрачная блузка длиной ниже талии голубой, серой, бежевой цветовой гаммы , рекомендуемая длина юбок не выше 10 см от колена; для мальчиков: костюм или брюки классического покроя серого и черного цвета, серый жилет; однотонная сорочка голубой, серой, бежевой цветовой гаммы. Галстуки, бабочки по желанию; в торжественных случаях одежда должна соответствовать моменту: юноши должны быть в белых рубашках, черных брюках. Девочки - в черных юбках и белых блузах, водолазках;
4.2. Для уроков физической культуры: спортивная обувь и спортивный костюм.
4.3. Для уроков технологии: для девочек - фартук, нарукавники и косынка;
для мальчиков - фартук и нарукавники.
При несоблюдении требований к одежде к обучающимся принимаются меры дисциплинарного взыскания.
5. Поведение на уроке
5.1. Обучающиеся занимают свои места в кабинете, так как это устанавливает классный
руководитель или учитель по предмету, с учетом предписаний врача.
5.2. Перед началом урока обучающиеся должны подготовить свое рабочее место и все
необходимое для работы в классе.
5.3. При входе учителя в класс обучающиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как учитель ответит на приветствие и разрешит сесть. Подобным образом обучающиеся приветствуют любого взрослого человека, вошедшего во время занятий.
5.4. Время урока должно использоваться только для учебных целей. Во время урока
нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других посторонними разговорами,
играми и другими, не относящимися к уроку, делами.
5.5. По первому требованию учителя (классного руководителя) должен предъявляться
дневник. Любые записи в дневниках обучающимися должны выполняться аккуратно.
После каждой учебной недели родители (законные представители) ставят свою подпись в дневнике.
5.6. При готовности задать вопрос или ответить, - следует поднять руку и получить
разрешение учителя.
5.7. Если обучающемуся необходимо выйти из класса, он должен попросить разрешения
учителя.
5.8. Запрещается во время уроков пользоваться мобильными телефонами и другими
устройствами, не относящимися к учебному процессу.
5.9. В случае опоздания на урок постучаться в дверь кабинета, зайти, поздороваться с
учителем, извиниться за опоздание и попросить разрешения сесть на место.
6. Поведение на перемене
6.1. Обучающиеся обязаны использовать время перерыва для отдыха.
6.2. При движении по коридорам, лестницам, проходам придерживаться правой стороны.
6.3. Во время перемен обучающимся запрещается:
- шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проёмов и в
других местах, не приспособленных для игр;
- толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения
любого рода проблем;
- употреблять непристойные выражения и жесты в адрес любых лиц, запугивать,
заниматься вымогательством.
Нарушение данного пункта влечет за собой применение мер дисциплинарного взыскания.
7. Поведение в столовой
7.1. Обучающиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, тщательно моют руки перед едой.
7.2. Обучающиеся выполняют требования работников столовой, соблюдают порядок при приеме пищи.
7.3. Убирают за собой столовые принадлежности и посуду после еды.
8. Поведение в гардеробе.
8.1. Обучающиеся должны, не толкаясь, поочередно входить и выходить из раздевалки, аккуратно неся свои вещи и обувь в мешке или полиэтиленовом пакете.
8.2. Обучающиеся должны вешать одежду на постоянную вешалку, определенную данному классу.
8.3. Обучающиеся должны не трогать, не перевешивать и не причинять ущерба чужим вещам.
8.4. Запрещается оставлять в карманах верхней одежды проездные документы, деньги, ключи и другие ценные вещи.
8.5. Запрещается пользоваться гардеробом во время уроков.
8.6. Оставленные, забытые в гардеробе вещи необходимо передавать на вахту, уборщице или дежурному администратору.
8.7. Учитывая коллективное пользование раздевалкой, школа не несет ответственности за сохранность вещей. Обучающимся не рекомендуется надевать в школу дорогую одежду и обувь.
9. Поведение в туалете.
9.1. При пользовании туалетом обучающиеся должны соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены.
9.2. Запрещается задерживаться в туалете без надобности.
9.3. Категорически запрещается курить в туалете.
10. Поведение во время проведения внеурочных мероприятий.
10.1. Перед проведением мероприятий обучающиеся обязаны проходить инструктаж по
технике безопасности.
10.2. Следует строго выполнять все указания руководителя при проведении массовых
мероприятий, избегать любых действий, которые могут быть опасны для собственной
жизни и для окружающих.
10.3. Строго соблюдать правила личной гигиены, своевременно сообщать руководителю
об ухудшении здоровья или травме.
10.4. Обучающиеся должны бережно относиться к природе, к личному и групповому имуществу.
10.5. Запрещается применять открытый огонь (факелы, свечи, фейерверки, петарды, хлопушки, костры и др.), устраивать световые эффекты с применением химических,
пиротехнических и других средств, способных вызвать возгорание.
11. Дежурство обучающихся по классу
11.1. График дежурства по классу утверждается на классном собрании.
11.2. Освобождает обучающихся от дежурства классный руководитель на основании медицинских показаний.
11.3.В обязанности дежурного по классу входит:
- подготовка классной доски к уроку;
- помощь учителю в подготовке и демонстрации наглядных пособий;
- полив цветов в классе;
12. Дежурство класса по школе
12.1. График дежурства по ОУ составляется зам. директора по воспитательной работе 2 раза в год (на каждое полугодие) и утверждается директором ОУ.
12.2. Обязанности дежурного класса:
- в случае обнаружения мусора, надписей на стенах, дежурные самостоятельно принимают меры по их устранению
- передача дежурства (журнал дежурного класса, бейджики) проходит в присутствии старшего дежурного класса, классного руководителя, дежурного администратора
12.3. Права дежурного класса:
- класс самостоятельно распределяет обязанности и выбирает старшего дежурного
- представляет заместителю директора по воспитательной работе или дежурному администратору докладные для вынесения взысканий обучающимся, не выполняющим Правила внутреннего распорядка.
13. Заключительные положения
13.1. Настоящие правила действуют в учреждении, на всей территории и распространяются на все мероприятия с участием обучающихся.
13.2. За неисполнение или нарушение Устава, правил внутреннего распорядка и других нормативных актов к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из Учреждения.
13.3. Настоящие Правила размещаются на сайте и вывешиваются на видном месте для всеобщего ознакомления.
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО
ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА ДЛЯ РАБОТНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЛЕНИНСКАЯ СОШ № 1»
I. Общие положения.
1.1 В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.
1.2 Трудовые отношения работников муниципального образовательного учреждения регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.
1.3 Работники обязаны работать честно и добросовестно, блюсти дисциплину труда, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации, повышать профессионализм, квалификацию, продуктивность педагогического и управленческого труда, улучшать качество образования, развивать творческую инициативу, соблюдать требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения, организации (ст. 21).
1.4 Настоящие правила внутреннего трудового распорядка устанавливают взаимные права и обязанности работодателя и работников, ответственность за их соблюдение и исполнение (ст. 21, 22 ТК РФ).
1.5 Вопросы, связанные с установлением Правил внутреннего трудового распорядка, решаются администрацией образовательного учреждения совместно или по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным органом, представляющим интересы работников.
1.6 Индивидуальные обязанности работников предусматриваются в заключаемых с ними трудовых договорах.
1.7 Текст Правил внутреннего распорядка вывешивается в учреждениях на видных местах.
П. Основные права и обязанности руководителей образовательных учреждений.
2.1 Руководитель образовательного учреждения имеет право:
- на управление образовательным учреждением и персоналом и принятие решений в пределах полномочий, установленных Уставом образовательного учреждения;
- заключение и расторжение трудовых договоров с работниками;
- создание совместно с другими руководителями объединений для защиты своих интересов и на вступление в такие объединения;
- организацию условий труда работников, определяемых по соглашению с собственником организации;
- поощрение работников и применение к ним дисциплинарных мер.
2.2 Руководитель образовательного учреждения обязан:
- соблюдать законы Российской Федерации и иные нормативные акты о труде, договоры о труде, обеспечивать работникам производственные и социально-бытовые условия, соответствующие правилам и нормам охраны труда и технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности;
- заключать коллективные договора (соглашения) по требованию выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа;
- разрабатывать и утверждать в установленном порядке правила внутреннего трудового распорядка для работников учреждения после предварительных консультаций с их представительными органами;
- принимать меры по участию работников в управлении учреждением, укреплять и развивать социальное партнерство;
- выплачивать в полном объеме заработную плату в сроки, установленные в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка, трудовых договорах;
- осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования работников;
- создавать рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью в пределах установленной квоты;
- проводить мероприятия по сохранению рабочих мест;
- создавать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, предупреждать их заболеваемость и травматизм, контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкции по технике безопасности, производственной санитарии и гигиены, правил пожарной безопасности.
III. Основные права и обязанности работников образовательных учреждений.
3.1 Работник имеет право:
- на работу, отвечающую его профессиональной подготовке и квалификации;
- производственные и социально-бытовые условия, обеспечивающие безопасность и соблюдение требований гигиены труда;
- охрану труда;
- оплату труда без какой бы то ни было дискриминации и не ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для соответствующих профессионально-квалификационных групп работников;
- отдых, который гарантируется установленной Федеральным законом максимальной продолжительностью рабочего времени и обеспечивается предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных нерабочих дней, оплачиваемых ежегодных отпусков, сокращенного дня для ряда профессий, работ и отдельных категорий работников;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствии с планами социального развития учреждения;
- на получение квалификационной категории при успешном прохождении аттестации в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций РФ;
- возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу в связи с работой;
- объединение в профессиональные союзы и другие организации, представляющие интересы работников;
- досудебную и судебную защиту своих трудовых прав и квалифицированную юридическую помощь;
- пособие по социальному страхованию, социальное обеспечение по возрасту, а также в случаях, предусмотренных законами и иными нормативно-правовыми актами;
- индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных Федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;
- получение в установленном порядке пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста;
-
длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы в порядке и на условиях, предусмотренных учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения;
- ежемесячную денежную компенсацию для педагогических работников в целях обеспечения их книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
- свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.
3.2 Работник обязан:
- предъявлять при приеме на работу документы, предусмотренные законодательством;
- строго выполнять обязанности, возложенные на него трудовым законодательством и Законом «Об образовании», Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка; требованиями разделов «Должностные обязанности» и «Должен знать» тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31.08.95 № 463/1268 с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 14.12.95 № 622/1646 , должностными инструкциями;
-
соблюдать трудовую дисциплину, работать честно и добросовестно;
-
своевременно и точно исполнять распоряжения руководителя, использовать рабочее время для производительного труда, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;
-
повышать качество работы, выполнять установленные нормы труда;
-
принимать активные меры по устранению причин и условий, нарушающих нормальный ход учебного процесса;
- содержать свое рабочее оборудование и приспособления в исправном состоянии, поддерживать чистоту на рабочем месте, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;
- эффективно использовать учебное оборудование, экономно и рационально расходовать сырье, энергию, топливо и другие материальные ресурсы;
- соблюдать законные права и свободы обучающихся и воспитанников;
- поддерживать постоянную связь с родителями (законными представителями) обучающихся.
IV. Порядок приема, перевода и увольнения работников.
4.1 Порядок приема на работу.
-
Работники реализуют свое право на труд путем заключения трудового договора о работе в данном образовательном учреждении.
-
Трудовой договор заключается в письменной форме (ст. 67) путем составления и подписания сторонами единого правового документа, отражающего их согласованную долю по всем существенным условиям труда работника. Один экземпляр трудового договора хранится в учреждении, другой - у работника.
-
При приеме на работу работник обязан предъявить администрации образовательного учреждения (ст. 65):
а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
б) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
г) документы воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
д) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
е) санитарную книжку;
ж) справку об отсутствии судимости.
4.1.4 Лица, принимаемые на работу, требующую специальных знаний (педагогические, медицинские работники, библиотекари, водители и др.), в соответствии с ТКХ (или с Единым тарифно-квалификационным справочником), обязаны предъявить документы, подтверждающие образовательный уровень и (или) профессиональную подготовку
-
Прием на работу в образовательное учреждение без предъявления перечисленных документов не допускается. Вместе с тем администрация образовательного учреждения не вправе требовать предъявления документов, помимо предусмотренных законодательством, например, характеристики с прежнего места работы, справки о жилищных условиях и т. д.
-
Прием на работу оформляется приказом руководителя образовательного учреждения на основании письменного трудового договора. Приказ объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора (ст. 68).
-
Фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен (ч. 2, ст. 67).
-
В соответствии с приказом о приеме на работу администрация образовательного учреждения обязана в недельный срок сделать запись в трудовой книжке работника согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях.
На работающих по совместительству трудовые книжки ведутся по основному месту работы.
4.1.9 Трудовые книжки работников хранятся в образовательном учреждении. Бланки трудовых книжек и вкладышей к ним хранятся как документы строгой отчетности.
Трудовые книжки руководителей образовательных учреждений хранятся в органах управления образованием.
-
С каждой записью, вносимой на основании приказа в трудовую книжку, администрация образовательного учреждения обязана ознакомить ее владельца под расписку в личной карточке.
-
На каждого работника образовательного учреждения ведется личное дело, состоящее из заверенной копии приказа о приеме на работу, копии документа об образовании и (или) профессиональной подготовке, медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к работе в образовательном учреждении, документов, предъявляемых при приеме на работу вместо трудовой книжки, аттестационного листа.
Здесь же хранится один экземпляр письменного трудового договора.
-
Руководитель образовательного учреждения вправе предложить работнику заполнить лист по учету кадров, автобиографию для приобщения к личному делу.
-
Личное дело работника хранится в образовательном учреждении, в том числе и после увольнения, до достижения им возраста 75 лет.
-
О приеме работника в образовательное учреждение делается запись в Книге учета личного состава.
-
При приеме на работу работник должен быть ознакомлен (под расписку) с учредительными документами и локальными правовыми актами учреждения, соблюдение которых для него обязательно, а именно: Уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным трудовым договором, должностной инструкцией, инструкцией по охране труда, Правилами по технике безопасности, пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими и другими нормативно-правовыми актами образовательного учреждения, упомянутыми в трудовом договоре (контракте).
По общему правилу работник не несет ответственности за невыполнение требований нормативно-правовых актов, с которыми не был ознакомлен (ст. 68).
4.2 Отказ в приеме на работу.
4.2.1 Подбор и расстановка кадров относятся к компетенции администрации образовательного учреждения, поэтому отказ администрации в заключении трудового договора не может быть оспорен в судебном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Так, не может быть отказано в приеме на работу (заключение трудового договора по основаниям статей ТК: ч. 4, ст. 64).
Не может быть отказано в приеме на работу по мотивам: пола, расы, национальности и др., указанным в ст. 64 ТК; наличия у женщины беременности и детей (ч. 3, ст. 64 ТК).
По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме (ч. 5, ст. 64 ТК).
4.3 Перевод на другую работу.
4.3.1 Требования от работника выполнения работы, не соответствующей специальности, квалификации, должности, либо изменение размера заработной платы, льгот и других условий труда, обусловленных трудовым договором, обычно связано с его переводом на другую работу.
Такой перевод допускается только с согласия работника (ч. 1, ст. 72 ТК).
-
Перевод на другую работу в пределах одного образовательного учреждения оформляется приказом руководителя, на основании которого делается запись в трудовой книжке работника (за исключением случаев временного перевода).
-
Перевод на другую работу без согласия работника возможен лишь в случаях, предусмотренных ст. 74 ТК.
-
Закон обязывает руководителя перевести работника с его согласия на другую работу (социальная защита работника, охрана его здоровья и др.) в случаях, предусмотренных ч. 2, ст. 72, ч. 1, ст. 254.
-
Руководитель не может без согласия работника переместить его на другое рабочее место в том же образовательном учреждении в случаях, связанных с изменениями в организации учебного процесса и труда (изменение числа классов, групп, количества учащихся, часов по учебному плану, образовательных программ и т. д.) и квалифицируемых как изменение существенных условий труда.
Об изменении существенных условий труда работник должен быть поставлен в известность за два месяца в письменном виде (ст. 73 ТК).
4.4 Прекращение трудового договора.
-
Прекращение трудового договора может иметь место только по основаниям, предусмотренным законодательством.
-
Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом администрацию письменно за две недели (ст. 80 ТК).
При расторжении трудового договора по уважительным причинам, предусмотренным действующим законодательством, администрация может расторгнуть трудовой договор в срок, о котором просит работник.
Независимо от причины прекращения трудового договора администрация образовательного учреждения обязана:
-
издать приказ об увольнении работника с указанием статьи, а в необходимых случаях и пункта (части) статьи ТК РФ, послужившей основанием прекращения трудового договора;
-
выдать работнику в день увольнения оформленную трудовую книжку (ч. 2, ст. 62 ТК);
- выплатить работнику в день увольнения все причитающиеся ему суммы (ст. 140 ТК).
-
Днем увольнения считается последний день работы.
-
Записи о причинах увольнения в трудовую книжку должны производиться в точном соответствии с формулировками действующего законодательства.
При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке формы Т-2 в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним и в трудовой книжке.
V. Рабочее время и время отдыха.
5.1 Рабочее время педагогических работников определяется Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, а также учебным расписанием и должностными обязанностями, возлагаемыми на них Уставом этого учреждения и
трудовым договором, годовым календарным учебным графиком, графиком сменности.
5.2 Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (Закон «Об образовании», п. 5, ст. 55).
5.3 Продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска педагогическим работником образовательных учреждений устанавливается ТК РФ и иными правовыми актами РФ с учетом особенностей их труда (ст. 333 ТК).
5.4 Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения оговаривается в трудовом договоре.
5.4.1 Объем учебной нагрузки (педагогической работы) согласно п. 66 Типового положения об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, на которые распространяются настоящие Примерные правила, устанавливается исходя из количества часов по учебному плану, программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном общеобразовательном учреждении и не ограничивается верхним пределом.
-
Первоначально оговоренный в трудовом договоре объем учебной нагрузки может быть изменен сторонами, что должно найти отражение в трудовом договоре (дополнительном соглашении).
-
В случае, когда объем учебной нагрузки учителя не оговорен в трудовом договоре, учитель считается принятым на тот объем учебной нагрузки, который установлен приказом руководителя образовательного учреждения при приеме на работу.
-
рудовой договор в соответствии со ст. 93 ТК РФ может быть заключен на условиях работы с учебной нагрузкой, менее чем установлено за ставку заработной платы, в следующих случаях:
-
по соглашению между работником и администрацией образовательного учреждения;
-
по просьбе беременной женщины или имеющей ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до шестнадцати лет), в том числе находящегося на ее попечении, или лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, когда администрация обязана устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.
5.4.5 Уменьшение или увеличение учебной нагрузки учителя в течение учебного года по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре (контракте) или приказе руководителя образовательного учреждения, возможны только:
а) по взаимному согласию сторон;
б) по инициативе администрации в случае уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп) (п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении).
Уменьшение учебной нагрузки в таких случаях следует рассматривать как изменение в организации производства и труда, в связи с чем допускается изменение существенных условий труда.
Об указанных изменениях работник должен быть поставлен в известность не позднее чем за два месяца.
Если работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор прекращается (п. 7, ст. 77 ТК РФ).
5.4.6 Для изменения учебной нагрузки по инициативе администрации согласие работника не требуется в случаях:
а) временного перевода на другую работу в связи с производственной необходимостью (ст. 74 ТК), например, для замещения
отсутствующего учителя (продолжительность выполнения работником без его согласия увеличенной учебной нагрузки в таком случае не может превышать одного месяца в течение календарного года);
б) простоя, когда работники могут переводиться с учетом их специальности и квалификации на другую работу в том же учреждении на все время простоя либо в другое учреждение, но в той же местности на срок до одного месяца;
в) возвращение на работу женщины, прервавшей отпуск по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет или после окончания этого отпуска.
-
Учебная нагрузка педагогическим работникам на новый учебный год устанавливается руководителем образовательного учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом с учетом мнения трудового коллектива (обсуждение нагрузки на метод. объединениях, педсоветах и др.) до ухода работника в отпуск, но не позднее сроков, за которые он должен быть предупрежден о возможном изменении в объеме учебной нагрузки.
-
При проведении тарификации учителей на начало нового учебного года объем учебной нагрузки каждого учителя устанавливается приказом руководителя образовательного учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом, мнение которого, как коллегиального органа, должно быть оформлено в виде решения, принятого на специальном заседании с составлением соответствующего протокола.
-
При установлении учебной нагрузки на новый учебный год следует иметь в виду, что, как правило:
а) у педагогических работников должна сохраняться преемственность классов (групп) и объем учебной нагрузки;
б) объем учебной нагрузки должен быть стабильным на протяжении всего учебного года, за исключением случаев, указанных в п. 5.4.5.
5.5 Учебное время учителя в школе определяется расписанием уроков.
Расписание уроков составляется и утверждается администрацией школы по согласованию с выборным профсоюзным органом с учетом обеспечения педагогической целесообразности, соблюдения санитарно-гигиенических норм и максимальной экономии времени учителя.
-
Педагогическим работникам, там, где это возможно, предусматривается один свободный день в неделю для методической работы и повышения квалификации.
-
Часы, свободные от уроков, дежурств, участия во внеурочных мероприятиях, предусмотренных планом образовательного учреждения (заседания педагогического совета, родительского собрания и т. п.), учитель вправе использовать по своему усмотрению.
5.6 Ставка заработной платы педагогическому работнику устанавливается исходя из затрат рабочего времени в астрономических часах. В рабочее время при этом включаются короткие перерывы (перемены).
Продолжительность урока 45, 40 или даже 35 минут установлены только для обучающихся, поэтому пересчета рабочего времени учителей в академические часы не производится ни в течение учебного года, ни в каникулярный период.
5.7 Продолжительность рабочего дня обслуживающего персонала и рабочих определяется графиком сменности, составляемым с соблюдением установленной продолжительности рабочего времени за неделю или другой учетный период, и утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом.
5.7.1 В графике указываются часы работы и перерывы для отдыха и приема пищи. Порядок и место отдыха, приема пищи устанавливаются руководителем по согласованию с выборным профсоюзным органом учреждения.
График сменности объявляется работнику под расписку и вывешивается на видном месте, как правило, не позднее чем за один месяц до введения его в действие.
5.7.2 Для некоторых категорий работников (например, для помощников воспитателей, младших воспитателей, операторов котельных, машинистов (кочегаров) котельных, где система требует круглосуточное дежурство) по согласованию с выборным профсоюзным органом может быть установлен суммированный учет рабочего времени, а в графике работы должен быть предусмотрен еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов.
5.7.3 Работа в выходные и праздничные дни запрещена. Привлечение отдельных работников образовательных учреждений к работе в выходные и праздничные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, с согласия выборного профсоюзного органа, по письменному приказу (распоряжению) руководителя.
Работа в выходной день компенсируется предоставлением другого дня отдыха или, по соглашению сторон, в денежной форме, но не менее чем в двойном размере.
Дни отдыха за работу в выходные и праздничные дни предоставляются в порядке, предусмотренном действующим законодательством, или с согласия работника в каникулярное время, не совпадающее с очередным отпуском.
Запрещается привлекать к работе в выходные и праздничные дни беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до 12 лет.
5.7.4 Работники непрерывно действующих учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и работники, для которых установлен суммированный учет рабочего времени, привлекаются к работе в общеустановленные выходные и праздничные дни.
Время этой работы, как правило, включается в месячную норму рабочего времени. Выходные дни предусматриваются для них графиком работы. Оплата работы в праздничный день производится в указанном случае в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх месячного оклада (ставки). По желанию работника, работавшего в праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.
5.7.5 Работникам непрерывно действующих образовательных учреждений запрещается оставлять работу до прихода сменяющего работника. В случае неявки сменяющего работник заявляет об этом администрации.
Администрация обязана принять меры к замене сменщика другим работником и может применять сверхурочные работы только в исключительных случаях с разрешения выборного профсоюзного органа.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого рабочего или служащего четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
При повременной оплате труда работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа в полуторном размере.
Оплата сверхурочных работ производится в пределах установленного учреждению фонда заработной платы (фонда оплаты труда).
Данный порядок применяется в случае, если работа сверх установленного рабочего времени выполнялась без перерыва.
5.8 Руководитель образовательного учреждения привлекает педагогических работников к дежурству по школе. График дежурств составляется на месяц, утверждается руководителем по согласованию с выборным профсоюзным органом и вывешивается на видном месте. Дежурство должно начинаться не ранее чем за 20 минут до начала занятий и продолжаться не более 20 минут после их окончания.
5.9 Время осенних, зимних и весенних каникул, а также время летних каникул, не совпадающее с очередным отпуском, является рабочим временем педагогических и других работников образовательных учреждений.
В эти периоды педагогические работники привлекаются администрацией образовательного учреждения к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки до начала каникул. График работы в каникулы утверждается приказом руководителя.
Оплата труда педагогических работников и других категорий работников учреждения образования, ведущих преподавательскую работу, за время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул учащихся производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.
Время работы в каникулярный период не рассматривается как простой не по вине работника.
В каникулярное время учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал привлекается к выполнению хозяйственных работ, не требующих специальных знаний (мелкий ремонт, работа на территории, охрана образовательного учреждения и др.), в пределах установленного им рабочего времени с сохранением установленной заработной платы.
За работниками из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, условия оплаты труда также сохранятся.
Для педагогических работников в каникулярное время, не совпадающее с очередным отпуском, может быть, с их согласия, установлен суммированный учет рабочего времени в пределах месяца.
5.10 Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается администрацией образовательного учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом с учетом необходимости нормальной работы учреждения и благоприятных условий для отдыха работников.
График отпусков составляется на каждый календарный год не позднее чем за две недели до наступления календарного года.
График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.
О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее чем за две недели до его начала (ст. 123 ТК).
По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней (ст. 125 ТК).
Часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией (ст. 126 ТК).
При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК).
Заработная плата за все время отпуска выплачивается не позднее чем за три дня до начала отпуска (ст. 136 ТК).
Ежегодный отпуск должен быть перенесен или продлен: при временной нетрудоспособности работника; при выполнении работником государственных или общественных обязанностей.
По письменному заявлению работника отпуск должен быть перенесен и в случае, если работодатель не уведомил своевременно (не позднее чем за 14 дней) работника о времени его отпуска или не выплатил до начала отпуска заработную плату за время отпуска вперед (ст. 124 ТК).
5.11 Педагогическим работникам запрещается:
- изменять по своему усмотрению расписание уроков (занятий) и график работы;
-
отменять, изменять продолжительность уроков (занятий) и перерывов (перемен) между ними;
-
удалять обучающихся (воспитанников) с уроков (занятий);
- курить в помещении образовательного учреждения.
5.12 Запрещается:
-
отвлекать педагогических работников в учебное время от их непосредственной работы для выполнения разного рода мероприятий и поручений, не связанных с производственной деятельностью;
-
созывать в рабочее время собрания, заседания и всякого рода совещания по общественным делам;
-
присутствовать на уроках (занятиях) посторонним лицам без разрешения администрации образовательного учреждения;
-
входить в класс (группу) после начала урока (занятий). Таким правом в исключительных случаях пользуется только руководитель образовательного учреждения и его заместители;
-делать педагогическим работникам замечания по поводу их работы во время проведения уроков (занятий) и в присутствии обучающихся (воспитанников).
VI. Поощрения за успехи в работе.
6.1 За добросовестный труд, образцовое выполнение трудовых обязанностей, успехи в обучении и воспитании обучающихся (воспитанников), новаторство в труде и другие достижения в работе применяются следующие формы поощрения работника:
-
объявление благодарности;
-
выдача премии;
-
награждение ценным подарком;
-
награждение почетной грамотой;
-
занесение в Книгу почета, на Доску почета.
-
-
Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения могут быть предусмотрены и другие поощрения.
-
6.3 Поощрения применяются администрацией совместно или по согласованию с выборным профсоюзным органом учреждения.
6.4 Поощрения объявляются в приказе по образовательному учреждению, доводятся до сведения его коллектива. В трудовую книжку работника заносятся сведения о награждениях за успехи в работе.
6.5 За особые трудовые заслуги работники представляются к поощрению, к награждению орденами, медалями и почетными грамотами, нагрудными значками, к присвоению почетных звании и др.
VII. Трудовая дисциплина.
-
Работники образовательных учреждений обязаны подчиняться администрации, выполнять ее указания, связанные с трудовой деятельностью, а также приказы и предписания, доводимые с помощью служебных инструкций или объявлений.
-
Работники, независимо от должностного положения, обязаны проявлять взаимную вежливость, уважение, терпимость, соблюдать служебную дисциплину, профессиональную этику.
-
За нарушение трудовой дисциплины, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (документы, устанавливающие трудовые обязанности работников образовательных учреждений, перечислены выше), администрация вправе применить следующие дисциплинарные взыскания (ст. 192 ТК):
а) замечание;
б) выговор;
в) увольнение по соответствующим основаниям.
7.4 Законодательством о дисциплинарной ответственности могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников также и другие дисциплинарные взыскания.
Помимо оснований прекращения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора являются:
-
повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
-
применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
-
За один дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное или общественное взыскание.
7.6 Применение мер дисциплинарного взыскания, не предусмотренных законом, запрещается.
7.7 Взыскание должно быть наложено администрацией образовательного учреждения в соответствии с его уставом.
7.8 Работники, избранные в состав профсоюзных органов и не освобожденные от производственной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, а руководители выборных профсоюзных органов в учреждении, профорганизаторы - органа соответствующего объединения профессиональных союзов (ст. 374 ТК).
7.8.1 Представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа подвергнуты дисциплинарному взысканию.
7.9 Дисциплинарное взыскание должно быть наложено в пределах сроков, установленных законом.
7.9.1 Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.
Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
7.9.2 В соответствии со ст. 55 (пп.2, 3) дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме, копия которой должна быть передана данному педагогическому работнику.
Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть переданы гласности только с согласия этого педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.
7.9.3 До применения взыскания от нарушителя трудовой дисциплины должны быть затребованы объяснения в письменной форме. Отказ работника дать объяснения не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
7. 10. Мера дисциплинарного взыскания определяется с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств, при которых он совершен, предшествующей работы и поведения работника.
7.11 Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) работнику, подвергнутому взысканию, под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания (ст. 193 ТК).
7.11.1 Запись о дисциплинарном взыскании в трудовой книжке работника не производится, за исключением случаев увольнения за нарушение трудовой дисциплины.
-
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
-
Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию (ч. 2, ст. 194 ТК).
VIII. Техника безопасности и производственная санитария.
-
Каждый работник обязан соблюдать требования по технике безопасности и производственной санитарии, предусмотренные действующими законами и иными нормативными актами, а также выполнять указания органов Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития РФ (Рострудинспекции), предписания органов трудовой инспекции профсоюзов и представителей совместных комиссий по охране труда.
-
Руководители учреждений образования при обеспечении мер по охране труда должны руководствоваться Отраслевой программой «Первоочередные меры по улучшению условий и охраны труда на 1996-1997 годы», Типовым положением о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов учреждений, предприятий системы образования, Положением о порядке расследования, учета и оформления несчастных случаев обучающимися и воспитанниками в системе образования РФ, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 23.07.96 № 378 «Об охране труда в системе образования Российской Федерации».
8.3 Все работники образовательных учреждений, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда и технике безопасности в порядке и сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий.
8.4 В целях предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний должны строго выполняться общие и специальные предписания по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей, действующие для данного образовательного учреждения; их нарушение влечет за собой применение дисциплинарных мер взыскания, предусмотренных в главе VI настоящих правил.
8.5 Служебные инструкции должны содержать предписания всякий раз, когда необходимо дополнить указанные выше общие предписания, применяемые во всех случаях.
-
-
Руководители обязаны пополнять предписания по технике безопасности, относящиеся к работе, выполняемой подчиненными лицами, контролировать реализацию таких предписаний.
-
Руководители образовательных учреждений, виновные в нарушении законодательства и иных нормативных актов по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям либо препятствующие деятельности органов Рострудинспекции, профсоюзов или представителей иных органов общественного контроля, привлекаются к административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.
-