Семинар учителей истории и обществознания
Ленинского района Волгоградской области
27 апреля 2015 года МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1»
На базе школы прошел семинар учителей истории и обществознания по теме: «Социальные проекты как способ активизации гражданских и патриотических чувств в рамках духовно-нравственного воспитания личности».
Программа семинара:
9.30 - 10.00 - встреча и регистрация участников семинара
10.00 – 10.05 – открытие семинара - кабинет №21.
1. 10.05 – 10.15 – выступление по теме семинара «Социальные проекты как способ активизации гражданских и патриотических чувств в рамках духовно-нравственного воспитания личности». Касумов Летиф Гаджимурадович, учитель истории и обществознания МКОУ «Ленинская СОШ №1». Кабинет №21
- 
10.15 – 12.15 Представление проектов учащихся 
| № | Название работы | Авторы | Учитель | Школа | 
| 1 | «Земляки - Герои Советского Союза» | Крылов Александр Майбородина Ксения Синицын Максим, Чирина Виктория Тен Павел | Касумов Летиф Гаджимурадович | МКОУ «Ленинская СОШ №1» | 
| 2 | «Книга. Война. Подросток» | Логинова Карина, Ерохина Арина, | Улжабаева Гульнара Алеповна | МКОУ «Коммунаровская СОШ» | 
| 3 | «Они пережили войну» | Андреева Ирина | Братусенко Инна Анатольевна | МКОУ «Покровская СОШ» | 
| 4 | «Адрес по прописке - детский дом» | Абдиева Сумайра, Кашаева Марьям, 
 | Горемыкина Рашидя Ильясовна | МКОУ «Маляевская СОШ» | 
| 5 | «Ваша Победа – наша жизнь» | Куликова Анна, Суркова Ирина, Прямухина Екатерина | Деркова Екатерина Александровна | МКОУ «Заплавинская СОШ» | 
| 6 | «Любовью согрето здесь имя поэта» | Кружок «Память» | Еркина Елена Васильевна | МКОУ «Ильичевская СОШ» | 
| 7 | «Стоп, кадр, жизнь прекрасна!» | Мыськова Татьяна, Шилохвостова Влада | Чернова Татьяна Ивановна | МКОУ «Ленинская СОШ №3» | 
| 8 | «Синий платочек» | Ларина Наталья, Могутова Любовь | Умурзакова Сания Александровна | МКОУ «Ленинская СОШ №3» | 
| 9 | «По праву памяти» | Сулейманова Нуржамал, Юсупова Марина, Абдулаева Райхан. | Касанова Светлана Александровна Коровина Галина Евгеньевна | МКОУ «Степновская СОШ» | 
| 10 | «Калейдоскоп добрых дел» | Учащиеся 6 класса | Беликов Любовь Владимировна | МКОУ «Рассветинская СОШ» | 
| 11 | «Хлеб войны» | Ризоева Зарина, Москаленко Александр | Балакшина Валентина Владимировна, Толмачева Галина Николаевна, Шинкарюк Светлана Юрьевна | МКОУ «Ленинская СОШ №2» | 
| 12 | «Навеки в памяти людской» | Нефедьева Татьяна, Горшенина Вероника | Кондрашова Любовь Николаевна | МКОУ «Маякоктябрьская СОШ» | 
| 13 | «Твои права подросток» | Денисенко Эльвира Щербакова Диана | Кириченко Елена Васильевна | МКОУ «Ленинская СОШ №1» | 
3. 12.15 – 12.35 – Практикум по написанию эссе (задание № 36 варианта ЕГЭ по обществознанию). Касумов Летиф Гаджимурадович, учитель истории и обществознания МКОУ «Ленинская СОШ №1». Кабинет №4
- 
4. 12.35 – 12.45 – Подведение итогов семинара и принятие решений. 1005 – 1105 
В своем выступлении по теме: «Проектная деятельность как ведущая форма деятельностного подхода на современном этапе обществоведческого образования»
Л.Г. Касумов , учитель высшей категории отметил:
Анализируя современный опыт гражданского воспитания можно выявить ряд противоречий между:
- потребностями общества, государства в формировании гражданина на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентации молодёжи на абстрактные человеческие ценности;
- потребностью обучающихся в социально значимой деятельности, социального самоутверждения и реальными условиями для их включения в патриотическую деятельность.
Данные противоречия актуализируют проблему духовности человека. При этом, организация гражданского и духовно-нравственного воспитания в школе вооружает школьников знаниями базовых основ русской и общемировой культуры; формирует национальное самосознание, мотивацию к саморазвитию в мире культуры; развивает в каждом ребенке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства; закладывает патриотические основы и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни; способствует развитию толерантности, воспитанию доброжелательного отношения к людям других национальностей.
Социальный проект один из способов формирования гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям и позволит объединить проводимые в школе социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Научные и педагогические основы деятельности по избранному направлению: гражданственность, патриотизм и нравственность являются аспектами духовной культуры личности, поэтому решение проблемы гражданско-патриотического воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрастающего поколения, которую мы рассматриваем как сложное интегративное личностное свойство, включающее гуманистические компоненты базовой культуры личности в их духовной целостности.
Гражданское воспитание детей и подростков, в основу которого положен ценностно-деятельностный подход, определяет формирование гражданственности на основе ценностной мировоззренческой позиции. Оно основывается на принципах научности, историчности, государственности, приоритетности духовного и культурного наследия России, ее высших ценностей и лучших традиций, системности, преемственности в воспитании духовности, гражданственности и патриотизма с учетом возрастных особенностей и интересов различных групп детей и молодежи, многообразия форм, методов и средств этой деятельности, ее направленности на развитие личности гражданина — патриота России.
Целью данной деятельности является формирование личности выпускника школы, которому присущи гуманистическая ориентированность и высокая гражданственность, направленность на профессиональный успех и творческая устремленность, интеллигентность, социальная активность и коммуникабельность, чувство гордости за свою страну, малую родину.
Главной задачей работы с учащимися можно считать создание условий для активной жизнедеятельности школьников, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.
Конечным результатом реализации проекта должны стать:
- положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников;
- повышение качества знаний, духовной, нравственной, правовой культуры;
- повышение уровня знаний об отечественной культуре и истории;
- повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации обучающихся;
-увеличение количества детей, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию;
- минимизация негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка.
- воспитание гордости за Отчизну и его свершения!
По результатам работы семинара были приняты решения:
- 
способствовать развитию гражданских и патриотических чувств учащихся, используя проектные методы на уроках и во внеурочной деятельности; 
- 
продолжить работу по внедрению в практику различных видов проектной деятельности. 
Л.Г.Касумов
