МКОУ "Ленинская СОШ № 1" основана в 1917г.

г. Ленинск, ул. Ленина 241
Тел./факс: +7(84478)4-11-76

Версия для слабовидящих

Интерфейс
Adjust the interface to make it easier to use for different conditions.
This renders the document in high contrast mode.
This renders the document as white on black
This can help those with trouble processing rapid screen movements.

Синдром Вельда

КОЛОНКА АСМОЛОВА

СИНДРОМ ВЕЛЬДА, ИЛИ ПОКОЛЕНИЕ, УШЕДШЕЕ В ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР

 

АВТОРЫ:АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ

В свое время меня поразил рассказ фантаста Рэя Брэдбери «Вельд». В этом небольшом рассказе, который также выходил на русском языке под названием «Детская комната», Рэй Брэдбери повествует об извечном конфликте отцов и детей. Кстати, меня всегда удивляло, почему конфликт поколений с легкой руки И.С. Тургенева прочно вошел в культуру как конфликт отцов и детей, а о матерях почему-то забыли.

Но как бы мы ни называли конфликт поколений, Рэй Брэдбери еще в шестидесятые годы доводит его до драмы в стиле мрачного триллера, избирая в качестве сцены особый мир – виртуальную реальность.

Он описывает ситуацию, в которой дети день за днем воплощают в детской комнате, сконструированной по образу и подобию виртуальной реальности, свои несбывшиеся желания, фантазии и мечты. Эти фантазии оживают в буквальном смысле слова… и грань между физической и виртуальной реальностью стирается.

И происходит страшное… Родители, которые символизируют для детей запреты, наказания, правила послушания… день за днем слышат доносящиеся из детской комнаты полные ужаса и отчаяния крики людей, чьи голоса кажутся им до боли знакомыми.

<--break->

Однажды они заходят в детскую комнату и… оказываются в виртуальной реальности, рожденной фантазиями их собственных детей. На них со всех сторон надвигаются львы. И только тогда взрослые понимают, чьи голоса они слышали в детской комнате.

Синдром избавления детьми от родителей, распада, пользуясь исторической фразой Шекспира, связи времен… и называют синдромом Вельда.

Я далек от тех людей, которые, сталкиваясь с подрастающим поколением, произносят сакраментальную формулу: «Ну и молодежь пошла!» Сетования взрослых на растущее поколение находят и на папирусах Древнего Египта, и в клинописях Вавилона. Во все времена взрослое поколение разражалось каскадом претензий к тем, кто идет ему на смену. Речь идет не об этих банальностях, а совсем о других вещах.

Нечего на зеркало пенять, коли рожа, увы, крива. Нечего во всех грехах обвинять поколение детей и подростков, когда мы с вами сами старательно помещаем их в «детские комнаты» и оснащаем эти комнаты компьютерными играми, построенными по правилу «Убей ближнего своего». Кто заигрался: мы или наши дети?

Давайте же вместе задумаемся, какие опасности в нашей с вами реальности поджидают нас, когда наши дети с раннего возраста начинают жить в мире компьютерных игр. Именно жить, а не только играть. Не возникает ли у детей в виртуальном мире виртуальная ответственность? Не превратится ли из-за несущих образцы агрессии и насилия компьютерных игр связь между поколениями в такую войну миров, которая и не снилась Герберту Уэллсу — автору произведения «Война миров»?

Эти вопросы все больше и больше тревожат меня, когда я вглядываюсь в «племя младое, незнакомое». И порой во весь голос хочется закричать при виде детей, уходящих в виртуальную реальность: «Вернитесь!» Но может быть, эти страхи терзают только мое сознание… Не знаю. Поживем — увидим.ндром Вельда не из тех синдромов, читая о которых можно улыбнуться или остаться равнодушным.У подростков он развивается постепенно. Часами играя в жестокие компьютерные игры, ребёнок привыкает убивать врагов в виртуальном мире. Погружение в виртуальность ведёт к тому, что грань между реальным и рисованным мирами в сознании стирается и преступление с дисплея переносится в жизнь.Психологическая зависимость от жестоких компьютерных игр – страшное дело. Она изменяет сознание игрока: переживания, связанные с виртуальностью, он воспринимает как реальные, свои собственные, ему приятно сознавать свою силу. В кровь выбрасывается адреналин – подобно наркотику, он заставляет работать участки мозга, отвечающие за удовольствие.

Если в спорте адреналин разрушается при движении, то в крови сидящего человека он остаётся, разрушая нервную систему, приводя к необратимым изменениям в работе мозга, к неврастении. Компьютерную зависимость приобретают до 10% игроков. В жестокие кровавые игры любят играть два типа подростков: агрессивные по природе, с одной стороны, и неуверенные в себе, одинокие – с другой. Первые получают возможность дать выход агрессии, вторые – способ самоутверждения.Для «синдрома Вельда» характерен ряд особенностей:- определенность объекта агрессии, когда ребенок понимает, кому он хочет причинить вред;- методичное воспроизведение агрессии, направленной на реальный объект, в символических формах игры;- деформация сознания, переориентируемого посредством игровой деятельности на допустимость агрессивного поведения;- ситуация систематического вытеснения агрессии, порождающая психологические проблемы

С появлением и развитием новых технологий наша жизнь изменяется очень динамично. Кто наиболее восприимчив к этим переменам? Дети, подростки, молодежь – у них еще нет собственного социального опыта, поэтому они «хватаются» за все подряд. И уж, конечно, они очень любят играть… Эти 2 фактора обуславливают появление и популярность компьютерных игр. А какие игры наиболее популярны? Агрессивные (тот же Doom). Как же на самом деле такие игры влияют на психику ребенка?

Помните, как забило тревогу старшее поколение с появлением первых таких игр – тогда еще, к примеру, MortalCombat’а? Удары, кровь, взрывы – все это не могло не пугать и не настораживать. Сейчас отношение к агрессивным компьютерным играм несколько иное: родители и сами не прочь поиграть с часок в какую-нибудь полюбившуюся «стрелялку». Но все же кто прав: заядлые геймеры или те, кто считает, что такие игры наносят вред психике? Сегодня мы приведем мнение группы ученых, являющихся противниками агрессии в виртуальном пространстве. Один из них, российский психолог А.Г.Асмолов, даже ввел в 2007 году специальный термин – «синдром Вельда». Он означает снижение барьеров сдерживания агрессивных проявлений после многократного их воспроизведения в виртуальной реальности или фантазиях. Поэтому виноваты в появлении «синдрома Вельда» не только компьютеры, но и все информационное пространство (те же боевики). Однако воздействие компьютерных игр мощнее, ведь оно предолагает интерактивное участие, а не наблюдение со стороны. Хуже всего во всем этом то, что, постоянно проявляя агрессию в каком-то виртуальном пространстве, подросток теряет чувство той грани, которую нельзя переступать, считая такое поведение целесообразным, приемлемым, а то и единственно верным поведением в реальном мире.

То есть существует мнение, что агрессивные компьютерные игры способствуют агрессивному поведению. Опять же, наиболее уязвимая возрастная группа здесь – это дети и подростки, ведь у них еще нет навыков самоконтроля и социально приемлемых способов выражения своих негативных эмоций.

Интересно, что синдром Вельда подкрепляется еще и исследованиями в области физиологии: при активных переживаниях, сопровождающих игру, в кровь геймера происходит выброс адреналина (а ведь он, как известно, воздействует на участки мозга, отвечающие за удовольствие). В спорте адреналин при движении разрушается, не воздействуя отрицательным образом на организм, чего не скажешь об адреналине, остающемся в крови человека, сидящего за компьютером – он воздействует на нервную систему, приводя к агрессии, депрессии, бессоннице, тревожности.

 Не все игроки являются игроманами: зависимость развивается только у 10%. Кровавые, жестокие игры нравятся 2 типам подростков:

  • тем, кто агрессивен по своей натуре (игры лишь отвечают его потребностям);

  • тем, кто не уверен в себе и нерешителен (еще бы, ведь можно попробовать самоутвердиться в игре).

Ученые приводят ряд симптомов, характерных для синдрома Вельда:

  • методичное, последовательное воспроизведение агрессивных моделей поведения;

  • определенность объекта агрессии, когда ребенок знает, кому он хотел бы нанести вред;

  • искажение восприятия (многие геймеры жалуются, что иногда теряют ощущение грани между обыденностью и виртуальной реальностью);

  • систематическое вытеснение агрессии.

В целом же синдром Вельда – это некий неприятный «побочный эффект» компьютерной зависимости, которая, как и все зависимости, неохотно поддается коррекции. Главная проблема – уменьшить время, проводимое ребенком у монитора, заинтересовать чем-то еще.

Кстати, откуда такое красивое название – «синдром Вельда»? Это явление названо так в честь рассказа Р.Брэдбери «Вельд». В нем идет речь о будущем: весь быт механизирован и компьютеризирован и, помимо всего остального, есть детская, стены которой являются дисплеями и воспроизводят виртуальную реальность. Создается эффект присутствия там, где детям хочется быть – комната улавливает их мысли и воплощает их. Любимый сюжет сына и дочери хозяев дома – саванна и группа охотящихся львов. И однажды виртуальные львы по желанию детей убивают их родителей – за то, что те хотели запретить своим чадам эти кровожадные игры. А ведь сколько историй, когда люди-игроманы убивали тех, кто мешал или запрещал им заниматься их любимым делом… Вот он, синдром Вельда в чистом виде.

А впрочем, стоит ли так уж волноваться? Если у ребенка нет определенной психической нестабильности, приводящей к агрессии, то от компьютерных игр она не появится (если есть, то она в любом случае найдет выход, и запрет на кровожадные игры — не панацея). Ведь дети все-таки воспринимают происходящее на мониторе адекватно — да, у них, как и у взрослых геймеров, могут быть слегка размыты рамки между виртуальностью и действительностью, но это не значит, что они захотят убить надоевшего учителя, как монстра в последнем уровне любимой «стрелялки». В конце концов, прав был писатель Л.Шрайвер: «Малыш любит смотреть по телевизору кровавые боевики и в самых натуралистических местах даже глазом не моргнёт. А когда умер его кролик, парень плакал неделю. Дети понимают разницу». Поэтому агрессивные игры, к которым питает пристрастие ваше чадо — это, скорее, симптом, чем вселенское зло.


 

Яндекс.Метрика