с 10 мая по 27 мая проходил областной конкурс по благоустройству территорий ОУ. Наша школа не могла остаться в стороне, ведь дендрарий нашей школы- особенный!
Школьный дендрарий – наша гордость.
Ленинская средняя школа №1 Ленинского района Волгоградской области была построена в 1962 году и сразу же ученический и учительский коллективы приступили к озеленению школьного двора. Каждый понимал, что это необходимо хотя бы для того, чтобы можно было себя почувствовать частицей Природы.
Сначала двор озеленялся бессистемно, сажали в основном местные породы: тополь, вяз мелколистный, ясень, сеяли цветочно-декоративные растения. С 1969 года эту работу в школе возглавил кружок цветоводов. Мы поставили перед собой цель - превратить наш школьный двор в один из самых красивых уголков города. В настоящее время на школьном участке произрастают деревья, кустарники, лианы 46 видов, в сборе коллекции принимали участие все сотрудники школы, учащиеся, родители. Берёза бородавчатая разместилась у фасада школы. Мелкоцветный клематис, присланный из Никитского ботанического сада, уксусное дерево привёз выпускник Терновой Николай из г. Калининграда, с всероссийского слёта юных экологов в 1995 году. Туя - восточная (1972 год), прислана из Липецкой лесостепной опытной станции. В 1971 году заложен розарий, здесь же на газоне уютно расположились 5 елей, выращенные из однолетних сеянцев, которые привезла в 1972 году из Владимирской области техничка нашей школы Анна Яковлевна Перевозникова. Цветоводы школы разных поколений вели большую переписку с учениками различных школ, обменивались посевным и посадочным материалами.
Красиво смотрятся зелёные породы из стриженой шелковицы, кизильника блестящего. В цветниках высажено более 200 канн, алиссум, агератум, петунья, цинния, тагетес, герань и другие. Для вертикального озеленения используется дикий виноград, хмель, кампсис укореняющийся – лиана, привезённая из областной станции юннатов в 1990 году. Три вида можжевельника: высокий, виргинский, казацкий; аморфа, клён сахарный, рябина обыкновенная, сосна, посаженные в 1990 году, дуб черешчатый, боярышник кроваво-красный, конский каштан, выросший из семени, привезённого из Хатыни в 1981 году. Есть на участке деревья и кустарники нашей местности: тополь чёрный, акации белая и розовая, калина обыкновенная.
Украшением двора являются красиво цветущие кустарники – сирень трёх сортов, жасмин, арония (рябина черноплодная), калина, Бульденеж, спирея Вангутта, форзиция, бузина красная. В 1967 году члены школьного литературного кружка привезли из поездки по литературным местам России, крохотную ёлочку с родины Сергея Есенина. Очень трудно приживалась она в нашем жарком и засушливом климате. Сейчас она имеет высоту свыше 12 метров и украшает своей яркой зеленью, красивыми шишками уголок русского леса, созданный в семидесятые годы у памятника, учащимся и учителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Уголок русского леса: здесь растут ель и сосна обыкновенная, берёза, рябина, черёмуха, ландыши, пионы.
Зелёные насаждения школьного двора служат и классом под открытым небом. Здесь проводятся уроки-экскурсии, фенологические наблюдения. Коллекция деревьев и кустарников нашего школьного участка выполняют такую важную функцию, как формирование определённого микроклимата чистого воздуха. Это очень важно, так как школа расположена в 30 метрах от автомагистрали. И с учётом этой функции зелёных насаждений, подбирался видовой состав. Деревья и кустарники дендрария использовались для выращивания посадочного материала, который применялся в озеленении улиц города. Так учащиеся выращивали саженцы тополя чёрного, ивы плакучей, ивы японской из черенков, акацию и дуб из семян. Изучая природу нашей местности, мы обратили внимание на то, что в нашей степи произрастают красивые растения.
С 2000 года мы стали собирать коллекцию декоративно растущих растений Волгоградской области на своём пришкольном участке. Нами заложен участок декоративных дикорастущих растений. На нём произрастает 14 видов. Из Алексеевского района : пролеска сибирская, чистяк весенний, земляника лесная, пион тонколистный; из Ленинского района: тюльпан Шренка, тюльпан Биберштейна, тюльпан дубравый, лук Регеля, спирея Вангутта, будра плющевидная, одуванчик лекарсвенный, астрагал, овсяница желобчатая; из Фроловского района: можжевельник казацкий. Будем стараться пополнять коллекцию новыми видами. Изучая декоративные растения района, мы поставили цель использовать их в озеленении пришкольного участка. Свой вклад в школьный дендрарий внесла Цыбизова Т.И. депутат Областной Думы, наш друг, частый гость в школе. Она подарила две рябины, голубую ель, липу, саженцы хорошо принялись и радуют глаз школьников.
Много трудятся школьники, чтобы превратить двор школы в сад непрерывного цветения. И это удаётся. С ранней весны на территории школьного двора цветут завезённые из степной зоны района, тюльпаны, черёмуха, сирень. За ними ирисы, аквилегия, калина, спирея, пионы, бирючина, ромашки, розы, клематисы.
Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в памяти всей страны и нашего городка. Из нашего города Ленинска, тогда Сталинградской области, а ныне Волгоградской, на фронт ушло более пяти тысяч человек, т.е. 50 процентов населения, многие из них не вернулись. Так как в городе наша школа была единственной, то практически все, кто хоть немного учился в школе, учащиеся и выпускники нашей школы. Учитель русского языка и литературы Александра Константиновна Кузнецова предложила написать очерки об учащихся, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Работа эта была связана с поиском выпускников, большой перепиской и носила исследовательский характер.
В ходе поиска выяснилось, что многие из них, уйдя на войну, доблестно сражались на фронтах Великой Отечественной войны, многие отдали жизнь за свободу и независимость нашей Родины, пропали без вести, у них нет могил, а есть только людская память. Поиски расширились, вовлекая в свою работу всё новых и новых учащихся, так как не было в нашем городе семьи, не потерявшей на войне родных, близких, знакомых.
И вот на одном из заседаний комитета комсомола школы было внесено предложение о создании памятника погибшим. Было решено, что каждый класс должен во внеурочное время заработать определённую сумму денег на строительство памятника. Ребята работали в стройконторе, хлебоприёмном пункте, на разгрузке железнодорожных вагонов, на почте и т.д.
Памятник был сооружён старшеклассниками под руководством учителей труда, по эскизу учителя черчения Зои Петровны Ульяновой, победившей на конкурсе проектов. Его открытие состоялось 8 мая 1966 года, оно стало датой ещё одной замечательной традиции, украшающей жизнь нашего коллектива, играющее большую роль патриотическом и духовно нравственном воспитании подрастающего поколения. В 1969 году была заложена мемориальная плита с надписью.
В 2002 году 8 мая на торжественно-траурном митинге было принято решение так же заработать средства на мемориальные плиты с именами погибших учителей и выпускников 1941 года. А в 2003 году 8 октября, в день города, состоялось открытие мемориальных плит. К 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в 2010 году, на средства выпускника 1966 года, Костина А.М.памятник был реставрирован.
Каждый год 1 сентября, 8 мая, в торжественные даты у памятника, и в музее, на классных часах, уроках мужества мы проводим линейки и беседы, призывающие никогда не забывать и свято чтить память о тех, кто жизнью своей отстоял право на счастье и свободу. Памятник и работа с ним стали неотъемлемой частью жизни школы и нашего города и способствовали созданию музея истории школы. Они насытили школу новым богатым содержанием, и мы не представляем сейчас школу без этого комплекса, без его огромного эмоционального воздействия на учащихся. Без малого 48 лет это святое место для учащихся и жителей города. Как символ вечной памяти возвышаются вокруг обелиска вечнозелёные сосны и ели.
Наша школа является центром духовно – нравственного и патриотического воспитания. Наши ученики, проникнуты любовью к родному краю, своей малой родине, родной школе, свято хранят память о поколении, не вернувшемся с войны. Памятник находится на территории школьного дендрария. Одного из лучших в области. И памятник, и школьный двор – дендрарий – содержатся учащимися всегда в идеальном порядке. Воспитывая детей на патриотических традициях школы, мы прививаем любовь к своей Родине. Наша цель: сохранение культурного и исторического наследия нашего города и района, расширение и оформление территории, занятой под комплекс «Музей Истории школы» – памятник «Никто не забыт, ничто не забыто» – школьный дендрарий.