20 ноября на базе МКОУ «ЛСОШ № 1» прошёл районный семинар - практикум учителей истории и обществознания «Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания».
Руководитель РМО учителей истории и обществознания, учитель истории МКОУ «ЛСОШ №1» Ситникова О.А. познакомила коллег с теоретической частью своего выступления. Она рассказала о метапредметном подходе в преподавании обществоведческих дисциплин. Обратила внимание педагогов на то, что в основе метапредметности лежит исследовательская, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Метапредметный подход предполагает, что в процессе обучения ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий с помощью которых сможет сам добывать информацию об окружающем мире.
Во второй части своего выступления Ольга Анатольевна провела мастер – класс «Методические приёмы работы с нетекстовыми источниками информации при подготовке к ЕГЭ по истории». Работа с нетекстовыми источниками является неотъемлемым элементом урока истории и занятий по подготовке к ЕГЭ. Выпускники показывают недостаточные навыки работы с подобными заданиями. Ольга Анатольевна поделилась с коллегами приёмами и способами, которые использует в работе. Коллеги-историки побывали в роли учеников, смогли поработать с практическими заданиями, с последующим обсуждением.
Учитель истории и обществознания МКОУ «ЛСОШ № 1» Касумов Л.Г. провёл практикум по составлению алгоритма выполнения задания №18 ЕГЭ по обществознанию. Задание 18 проверяет владение базовым понятийным аппаратом общественных наук, а также умение выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов. Для его выполнения выпускник должен уметь оценивать социальную информацию, а также осуществлять её поиск в различных источниках. Летиф Гаджимурадович обратил внимание педагогов на то, что подготовка к экзамену требует запоминания большого количества терминов и понятий. Этой цели нельзя добиться без использования определенных методик. Учителя смогли на практике применить приёмы для отработки навыков выполнения 18 задания.
Тема выступления учителя истории и обществознания МКОУ «ЛСОШ № 3» Умурзаковой С.А. «Региональный компонент исторического образования: основные тенденции и проблемы преподавания». Под национально-региональным компонентом понимают «часть содержания и процесса общего социально-гуманитарного образования (в том числе исторического), в которой отражаются региональные и национальные особенности региона России». В своём выступлении Сания Александровна подчеркнула, что включение в школьную программу национально – регионального компонента является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города и села с историей, жизнью нашей страны. В школах реализация национально-регионального компонента ведётся по нескольким направлениям: музейная деятельность, экскурсии в краеведческий, районный музеи, посещение памятных мест и достопримечательностей города Волгограда, проведение предметных тематических недель и др.
В заключение встречи коллеги обсудили организационные вопросы и отметили значимость проведения семинаров - практикумов, возможность применения в своей педагогической деятельности новых практических инструментов при подготовке к ЕГЭ.