Поклон вам, наши дорогие!
Трудно себе представить, что нашей родной школе исполняется сто лет. Целый век, вместивший в себя и последовавшую буквально днями за её рождением Октябрьскую революцию, и Гражданскую войну, и коллективизацию, индустриализацию – да много что ещё! – и, конечно, Великую Отечественную войну, восстановление разрушенного хозяйства, космос, лихорадку безумной «перестройки» и развал великого государства…
Свидетелем всех этих великих и трагических событий была она, наша школа, а участниками и творцами Истории – её учителя и ученики.
Мы, первоклашки, переступили порог родной нам школы в далеком теперь 1964 году. Основным ее помещением было тогда красивейшее здание города, бывший дом купцов Конякиных , - ныне здесь располагается администрация городского поселения.
Страна еще не залечила всех ран, нанесенных войной, но уже заканчивалось строительство нового, трёхэтажного корпуса школы, где она располагается и сейчас. Победный май 1945-го был настолько близок, что, казалось, протяни руку – и достанешь его! Особенно близко это чувство было нам 9 мая, когда многие наши учителя надевали свои боевые награды, и среди них, чем мы несказанно гордились, наша первая учительница Августа Степановна Королёва (Кащеева).
Да и как не гордиться? Ведь Августа Степановна была не просто участником Великой Отечественной войны, фронтовичкой, но и участницей взятия Берлина! Где-то там, на стенах рейхстага, остался и её автограф…
Нередко мы, малыши, утомленные непривычными для нас занятиями, просили нашу вторую маму рассказать что-нибудь о военном прошлом, и Августа Степановна порой делилась такими воспоминаниями.
Но вот начальная школа позади. Теперь мы пятиклашки, и нашей «второй мамой», классным руководителем, становится Эмма Викторовна Кузнецова. Она преподаёт у нас алгебру и геометрию, для некоторых из наших одноклассников (точнее – одноклассниц) эти предметы стали любимыми.
Для меня же любимыми стали, несмотря на изначальную увлечённость арифметическими действиями, русский язык и литература. Увидеть, почувствовать красоту русского языка, его несравненное богатство мне, да и не только мне, конечно, помогла Александра Константиновна Кузнецова – человек неординарный во многих отношениях.
Прекрасный учитель и строгий воспитатель, Александра Константиновна пользовалась непререкаемым авторитетом среди коллег не только в силу занимаемой должности завуча, но и благодаря своим личным человеческим качествам, главным среди которых можно назвать справедливость.
Безгранично уважали Александру Константиновну, хотя несколько её побаивались, мы, ученики.
Весьма памятен для меня такой эпизод. Пятый или шестой класс. Только что удачно ответив на вопрос и заслужив похвалу, сразу поднимаю руку для ответа на другой.
И лишь когда поднимаюсь, то соображаю, что толком не знаю правильного ответа. Начинаю нести какую-то ахинею, что преемник – это гостеприимный человек, и прочую несуразицу.
Александра Константиновна молча, не перебивая, слушает, глядит на меня с очевидным сожалением и, после некоторой паузы, поясняет правильное значение слова. Говорит и о том, что стремление быть первым не всегда и во всём оправданно, что есть разница между тем, кем быть и кем казаться…
Слова эти для меня были нелицеприятными, но мимо цели, видно, не прошли. Во всяком случае, именно Александра Константиновна, секретарь партийной организации школы, через год-два и давала мне рекомендацию на вступление в комсомол.
Да, о каждом из наших учителей можно сказать хорошие, теплые слова.
Разве можем мы, выпускники 10 А класса 1974 года, забыть такого замечательного педагога и человека, как учитель биологии Светлана Николаевна Черетаева, разве могу я не испытывать огромное чувство признательности к Нине Николаевне Желтовой, благодаря которой английский язык стал для меня одним из любимых предметов не только в школе, но и в институте и в университете ( где латинский таковым отнюдь не стал – видимо, не те были педагоги), мои одноклассники, которых учила английскому Мария Павловна Городжая, боготворили своего педагога за её необыкновенную доброту и понимание. Разве можем мы забыть всегда слегка ироничного нашего «историка» Ивана Ивановича Крюкова, учителя химии Людмилу Тимофеевну Опарину, географии – Надежду Ивановну Сажневу, физиков – Юрия Петровича и Валентина Петровича Авдеевых?..
А легендарного учителя пения Владимира Степановича Черкасова, учителей физкультуры Виталия Александровича Золотарева, Александра Николаевича Климова?.. Да всех и каждого, наши дорогие учителя! Низкий вам поклон и огромная благодарность за всё, что вы для нас сделали!
Виктор Паршев, член Союза журналистов России, выпускник 1974 года