К девяностолетию первого выпуска и столетию школы №1
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА
«Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников»
Н.И.Пирогов
После бурных событий 1905 года, когда был издан «Манифест 17 октября» провозглашающий «свободы» местные мужики стали хлопотать перед земством и властями об открытии школы. После неимоверных усилий начальная школа была открыта в одном из просторных крестьянских домов. Первым учителем этой школы был А.И. Зайцев, последнее время проживавший в городе Пятигорске. Он занимался с детьми безо всякого деления на классы. Расходы на содержание школы и оплату учителя крестьяне брали на себя. Вскоре А.И.Зайцев был заподозрен в смуте, вынужден был бежать и скрываться. Школу закрыли, лишь через несколько лет, в канун Великой Октябрьской революции, занятия возобновились в «красной школе». Красная потому, что построено было здание из красного кирпича. В 1920 году школа 1 ступени была преобразована в школу 2 ступени и в 1927 году выпустила первых выпускников, окончивших 9 классов. Двадцатые годы в жизни школы были знаменательными. Была организована комсомольская организация, создавались первые пионерские отряды, развернулась работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Школа стояла в центре кипучей работы. После гражданской войны школа оказалась в трудном положении: не было мебели, учебного оборудования, не хватало топлива, дети голодали. Директор школы Василий Васильевич Завьялов организовал старшеклассников на заготовку топлива. Учителя, вместе с учащимися, ремонтировали здание, изготавливали наглядные пособия. Ученики обрабатывали школьный огород, урожай с огорода был немалым подспорьем для организации горячего питания.
В музей школы приходят письма от выпускников, в которых они с уважением отзываются о своих учителях, делятся воспоминаниями о школе , своими успехами и достижениями, рассказывают о своей жизни. Вот строки из письма выпускницы 1941 года Лидии Михайловны Шихалёвой: «…наш выпуск был четвёртый в школе, до этого она была девятилетней. Закончили мы школу в 1941 году, за несколько дней, до начала войны. В классе было 28 человек, 7 человек получили право поступления в институты без экзаменов (медалями тогда не награждали). Класс был сильный, лишь 7 человек успевали на «3» и «4». Как только началась война, девушек стали обучать делать простейшие перевязки, потом всем классом поехали на уборочную, а за тем стали ребят призывать в армию. Карпов Володя, Чурзин Алексей, Тельбухов Михаил, Кожанов Василий, Куканов Иван и многие другие вскоре были уже на фронте. Они написали письма товарищам, но ответ не получили, так как уже погибли» .Вечная им память! Далее она обращалась к нам, сегодняшним: « Самая интересная, сложная и запутанная книга – сама жизнь. Удачи, радость, счастье даются далеко не каждому, да и не на всю жизнь. Помните? «Чредою всем даётся радость…» Мы будем счастливы и горды за вас, если из самых сложных обстоятельств вы будете выходить с чистой совестью, с окрепшим уважением к себе. Пусть всегда будут вашими спутниками бодрость духа и благородство, великодушие и умение приносить радость людям, стоящим её».
Фрида Яковлевна Орлова-Рухмалёва, выпускница 1948 года учитель химии в своих воспоминаниях ребятам рассказывала, что в годы войны учились в частных домах, так как в школе был госпиталь. Учились около и напротив «Молоканского» магазина, на улице Фрунзе и других домах, а в 1945 году вновь перешли в «красную» школу, директором в то время была Романова Мария Александровна.
Из воспоминаний учителя истории, краеведа В.П.Буланова. «… как-то попытался я уточнить, сколько же учеников с моей улицы Первомайской, не насчитывающей и сотни дворов, окончили среднюю школу и получили высшее образование? Оказалось, что чуть ли не каждая четвёртая семья имела одного-двух детей с высшим образованием. Кто они и в чём нашли своё призвание? Владимир и Анатолий Слободских смогли окончить сельскохозяйственный институт и стать инженерами, Валерий Бонк – зоотехником, Л.Я.Евдокимова и В.Н. Карпова – врачи-терапевты, Людмила Морозова – Чурзина, а затем её дочери стали учителями. В семье Зайцевых Людмила стала учителем, Анатолий закончил аспирантуру при Московском университете. Он многократный участник океанографических экспедиций на научно-исследовательских судах типа «Витязь», «Академик Курчатов». Володя Нуждин, проживающий в крайне бедной семье в прошлом, закончил Военную академию и посвятил себя военной службе. Володя, Востриков, работал в одном из больших посольств за рубежом, Володя Семихов, Гена Сиволобов и другие.
Из больницы №12 города Волгограда за подписью больных: директора школы№7 г. Волгограда Кондратьевой Л.Г., Шефановой В.И., Шатовой Е.Л., Ерёменко Н.М., Шумилкиной Л.И.на имя директора школы Тулинцева Ю.М. пришла благодарность за воспитание таких учащихся, как Жолобов Юрий, в то время студент-субординатор Волгоградского мединститута. «По отношению к нам, больным, мы можем утверждать, что Юрий станет чутким, отзывчивым, знающим врачом. И они не ошиблись. Юрий Михайлович Жолобов. заслуженный врач РФ, почётный гражданин города Орлов Лев Яковлевич, врач- невролог Меньших Людмила Юрьевна, врач-стоматолог Людмила Борисовна Кутукова-Раздрогова и другие. уважаемые врачи в городе.
И это лишь небольшой список, который можно было продолжать и продолжать, с благодарностью к нашим докторам, выпускникам школы. В разные годы у разных выпускников были свои достижения, о некоторых хочется рассказать особо. Виктор Михайлович Некруткин после окончания школы работал в отдалённом степном посёлке учителем начальных классов, затем комсомол его направил на учёбу в Московский химико-технологический институт. Блестяще закончил институт, остался в аспирантуре, защитил кандидатскую десертацию, а вскоре и докторскую. Посвятив себя науке, наш земляк много сделал, чтобы укрепить оборонную мощь страны, подготовил немало учёных и написал прекрасные научно-практические работы. За свой вклад в науку он был отмечен двумя государственными и одной Ленинской премиями. Стал лауреатом Ленинской премии и Леонид Васильевич Егоров. Эти и многие другие выпускники оставили огромный след не только в истории школы, но и в истории нашего государства. Семидесятые годы стали временем изменений, Школа перешла на кабинетную систему, учителя и ученики принялись за оборудование кабинетов. В школе на 520 мест должны были учиться более тысячи учащихся. И было принято решение построить новые мастерские. За эту работу взялись учащиеся – старшеклассники. Строительство в школе стало традицией: в 1972 году была построена теплотрасса, в 1974 году – школьный стрелковый тир, в 1975 году – авто класс и гараж на пять автомобилей. Этими помещениями и их оборудованием пользуются сегодняшние учащиеся. В школьном тире – единственном в районе, тренируются юные стрелки- кадеты. Выпускники на последнем уроке литературы по традиции, которой уже более пятидесяти лет пишут «Слово о школе», каждый класс дарит музею свою летопись. Всё это создаёт уверенность, что школа – это тот дом, где тебя всегда помнят и ждут. Но здесь каждого спросят: «Как живёшь? Что ты сделал для Родины и для людей?»
Заместитель директора МКОУ ЛСОШ№1 Брытченко Н.В.